Главная

Новости

2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь 

Уроки Казахстана

04.06.2010 / "The Financial Times", Великобритания, http://m.ft.com/cms/s/0/050d003a-6f4a-11df-9f43-00144feabdc0.html  

С тех пор, как на экраны вышел фильм «Борат», любое упоминание о Казахстане вызывает у западных биржевых трейдеров иронические ухмылки. На деле, однако, к этой стране следовало бы относиться уважительнее - по крайней мере в том, что касается реструктуризации финансового сектора.

Несколько дней назад власти Казахстана объявили о завершении реструктуризации одного из крупнейших банков страны - БТА, предусматривающей жесткие меры в отношении инвесторов и кредиторов. Последним - среди них числятся ABN Amro, Commerzbank, Standard Chartered, ING, KfW, а также инвестиционные фонды DE Shaw и Fortis Investment Management - фактически пришлось списать 6,8 миллиардов долларов задолженности БТА, чтобы его общее долговое бремя сократилось с 12,2 до 4,4 миллиардов долларов.

За пределами заинтересованных кругов эта новость не привлекла особого внимания. В конце концов, сегодня, в связи с потрясениями в еврозоне и политической борьбой вокруг финансовой реформы в США, у трейдеров и властей и без того есть о чем задуматься. Однако последние события в степях Казахстана представляются на удивление актуальными с точки зрения всех этих споров о европейской банковской системе и американской реформе. До недавних пор в странах с развивающейся рыночной экономикой считалось: если у банка возникли проблемы, его либо выручает государство (или, что чаще случается, Международный валютный фонд), либо он с треском лопается и закрывает двери.

Именно этого ожидало большинство западных инвесторов и в случае с БТА, когда он вместе с несколькими другими казахскими банками почти два года назад начал трещать по швам.

В результате некоторые влиятельные западные кредиторы, купившие в свое время облигации БТА и других банков, начали требовать от Астаны прямых или косвенных шагов по их спасению, предупреждая: в противном случае Казахстан ждет финансовый Армагеддон. Однако правительство Казахстана, надо отдать ему должное, осадило самых настойчивых западных банкиров, настояв на реализации схемы, крайне редко встречающейся в мировых финансах: упорядоченной реструктуризации без закрытия банка, с частичным переносом бремени финансовых потерь на плечи кредиторов.

Было бы, конечно, верхом наивности утверждать, что подобную процедуру можно с легкостью перенести на западную почву. Казахские банки по величине сильно уступают американским и европейским, а их деятельность не охватывает целый ряд стран с различными процедурами банкротства.

Тем не менее, значение истории с БТА состоит в том, что она наводит на размышления. По счастливому совпадению, за пару дней до того, как пришло известие из Казахстана, еврокомиссар по финансовым услугам Мишель Барнье (Michel Barnier) объявил о планах по созданию в ЕС нового антикризисного фонда для помощи проблемным банкам, который должен финансироваться за счет специального «банковского сбора». В чем-то эту новость можно назвать обнадеживающей: чем раньше Европа начнет задумываться над данной проблемой, тем лучше. Но с другой стороны, предложение Барнье весьма проблематично. Даже если Еврокомиссии удастся убедить правительства всех стран ЕС обложить свои банки таким сбором для создания фонда, он вряд ли будет в достаточно короткие сроки обладать достаточными финансовыми резервами, чтобы покрыть все убытки, связанные с банкротством даже одного крупного финансового учреждения.

Однако, как мы видим на примере Казахстана, существует и другой вариант: потребовать, чтобы кредиторы взяли на себя бремя убытков - полностью или частично, даже в том случае, если банк продолжает функционировать. И именно эта идея начинает приобретать популярность в некоторых кругах, связанных с регулированием экономики.

В Европе, к примеру, среди тех, кто выступает за подобное подключение кредиторов к решению проблемы банков «слишком важных, чтобы допустить их банкротство», числится замглавы Банка Англии Пол Такер (Paul Tucker). В Америке по всем признакам в будущий законопроект о финансовой реформе войдут те или иные положения в том же духе (хотя вопрос, кто должен принимать столь неприятные для кредиторов решения, - централизованный независимый орган или суд - остро дебатируется).

Естественно, подобные предложения вызывают сильнейшие разногласия. Многие инвестиционные компании относятся к ним резко отрицательно, ведь до сих пор держатели облигаций в большинстве случаев были защищены от потерь. Многие европейские банкиры также настроены против: они опасаются возрастания расходов, связанных с привлечением финансирования. Настороженность идея вызывает и у ряда специалистов по международному праву - из-за сложностей при выработке соглашений с кредиторами, действующими в странах с различными процедурами банкротства.

Но несмотря на все эти - весьма серьезные - изъяны, данная схема представляется мне наименьшим из зол. В конце концов, у этой концепции есть одно важное преимущество: расходы по спасению банков не должны нести налогоплательщики. Кроме того, угроза понести убытки должна побудить кредиторов ответственнее относиться к принимаемым решениям. В конце концов, лопнувший недавно «мыльный пузырь» свидетельствует о том, что с надзором у инвесторов дело обстояло плохо - особенно потому, что у них были все основания приветствовать увеличение банковских доходов, неважно какими средствами. Однако если бы держатели облигаций знали, что возможные проблемы банков будут решаться за их счет, у них появились бы реальные стимулы, чтобы требовать от их менеджмента финансовой дисциплины - и большей транспарентности. По крайней мере, это лучше, чем альтернативный путь: строить новую систему на основе более жесткого регулирования банковской деятельности и выручать «пострадавших» за счет налогоплательщиков. К сожалению, именно к этому варианту сегодня склоняется Европа.